Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы – руководители объединений предпринимателей обращаемся к Вам с поддержкой инициативы Мэра Москвы Ю.М. Лужкова о придании развитию малого предпринимательства в Российской Федерации статуса национального проекта.
Малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни является основой экономического благополучия государств с рыночной системой хозяйствования.
Именно в этом секторе экономики развитых стран создается и циркулирует наибольшая доля национальных ресурсов, которые не только обеспечивают устойчивость их развития, но и являются основой гражданского общества и политической стабильности. В этих странах более 80 % из всех зарегистрированных предприятий являются малыми. На них занято до 70 % трудоспособного населения, а их доля в валовом национальном продукте достигает 60 %. До тех пор, пока в России не будет достигнут такой же или близкий к этому уровень развития малого бизнеса, наша страна не сможет приблизиться к социально-экономическим показателям развитых стран во всех сферах жизнедеятельности, включая медицину, образование, сельское хозяйство и обеспечение населения достойным жильем. Конечно, на какое то время путем финансовых вливаний, как это предусматривают четыре принятых к реализации национальных проекта, возможно исправить положение дел в той или иной сфере, но создать условия для интенсивного развития экономики, обеспечивающего реализацию социальных и других, требующих постоянных материальных затрат, программ, без малого предпринимательства невозможно. В России малое предпринимательство с момента своего зарождения стало основным механизмом создания рабочих мест, решая тем самым важнейшую социальную задачу занятости населения. При этом малый бизнес обеспечивает жизнедеятельность финансовой системы, так как основной оборот «живого» рубля приходится именно на потребительскую сферу, где главным субъектом выступает малый производитель, предприниматель сферы обслуживания и торговли.
В первые годы реформ (1987–1994 гг.) в России малое предпринимательство было единственным растущим сектором реальной экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Однако, начиная с 1994 года, внешняя среда для малого предпринимательства постоянно ухудшается. Отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики по отношению к малому предпринимательству, разрастание административных барьеров, налоговый пресс, несовершенство таможенной политики и громоздкая система отчетности, отсутствие надежного правового, в том числе, судебного обеспечения предпринима-тельской деятельности приводят к растущему недоверию предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить ста-бильные условия ведения бизнеса.
Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации и во многом зависит от отношения территориальных органов власти. Неравномерность развития малого предпринимательства проявляется и в отраслевом разрезе.
В России малый бизнес в основном сосредоточен в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную роль практически во всех сферах экономики, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство и инновационную деятельность. В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Вы говорите о необходимости поддержки и развития малого бизнеса, как о стратегической задаче государства. Однако федеральное правительство выходит с такими предложениями, а Государственная Дума принимает такие законы, которые зачастую от-рицательно отражаются на развитии малого предпринимательства в стране.
В 2001 году Государственным Советом была одобрена Концепция государственной политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, но она также не выполняется. Уже несколько лет находится без движения проект нового, жизненно необходимого, федерального закона о малом предпринимательстве в Российской Федерации. Все это, как минимум, не прибавляет стимулов к активизации работы этого сектора экономики, а в итоге страна лишается самого эффективного инструмента построения подлинно демократического социально ориентированного государства с рыночной экономикой. Успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать для этого благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Необходима разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающей следующие основные блоки:
- законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контрольной практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
- специализированные институты и механизмы, обеспечивающие реали-зацию государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса (консультационные, информационные, учебные и другие обслуживающие структуры, фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны);
- финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения малого предпринимательства производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами, в том числе бюджетными, а также создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу малого бизнеса;
- государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития (в том числе, национальные проекты) которые должны включать меры по привлечению малого предпринимательства к их реализации;
- популяризация идей предпринимательства, направленная на формиро-вание позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпри-нимательской деятельности не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни.
По нашему глубокому убеждению, все это возможно только при условии решения вопроса о разработке и принятии в качестве национального – проекта «Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации», реализация которого будет способствовать росту общественного благосостояния, поддержанию занятости, обеспечению социально-политической стабильности в обществе, укреплению национальной безопасности и экономической мощи страны.
И мы – руководители объединений предпринимателей заявляем о готовности принять самое активное участие в детальной разработке этого национального проекта.
Обращение подписали:
А. Иоффе - Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства»
С. Борисов - Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
В. Ермаков - Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»
Л. Говоров - Московская торгово-промышленная палата
Е. Николаева - Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»
О. Гарцев - Общество купцов и промышленников России
Е. Емельянова - Международная ассоциация «Система межрегиональных маркетинговых центров»
А. Попов - Российский профсоюз работников среднего и малого бизнеса
Н. Музыря - Московское городское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства
«ОПОРА РОССИИ»
С. Зангеева - Национальный (экспертный) Совет по развитию малого и среднего предпринимательства
Г. Дрожжин - Ассоциация «Народные художественные промыслы России»
А. Поденок - Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей»
В. Каганов - Национальное Содружество Бизнес-Инкубаторов
Т. Малютина - Ассоциация женщин-предпринимателей России
А. Майлер - Российская ассоциация развития франчайзинга
И. Осадчий - Московская ассоциация профсоюзов малого предпринимательства
Г. Ананьина - Национальный коллекционный центр художественных изделий
В. Корочкин - Евразийский Союз производителей и продавцов семян
И. Цыбин - Московская Ассоциация малых предприятий – производителей медицинской техники
М. Эльянов - Ассоциация развития медицинских информационных технологий
А. Семенов - Ассоциация продавцов и производителей метизов «РосМетиз»
А. Наумов - Гильдия по развитию аудио-видео торговли «ГРАВТ»
А. Козлов - Лига предпринимателей торговли г. Москвы
В. Микеда - Московское городское отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Б. Есенькин - Союз «Гильдия книжников»
И. Смиренный - Некоммерческое партнерство «Центр упаковки, этикетки, дизайна»
Л. Комаров - Российская ассоциация владельцев товарных знаков РАВТОЗ
Л. Кошелев - Московская палата ремесел
А. Киселев - Национальное партнерство развития субконтрактации
С. Спирин - Союз предприятий зообизнеса